Чем грозит выезд на полосу встречного движения?

За езду по “встречке” в нарушение ПДД (далее – Правила) водителю может грозить как крупный денежный штраф, так и аннулирование ВУ. Причем более “жестко” карается выезд на встречную (далее также – противоположная) полосу (далее также – ряд), связанный с обгоном попутного транспорта, ведь это может стать причиной серьезного ДТП.

За объезд преграды или поворот налево санкции менее строгие. А в некоторых случаях выезд на “встречку” и вовсе не запрещен Правилами.

Законодательная база

Раздел 9 Правил регламентирует случаи запретов выезда на ряд, предназначенный для движения противоположного потока.

Так, п. 9.7. Правил указывает, что при наличии линий разметки (далее также – маркировка), делящих проезжую часть на ряды, движение ТС может производиться только по этим рядам. Осуществлять наезд на прерывистую разметку можно только при перестроении.

Если же маркировка или знаки (далее также – таблички) 5.15.1., 5.15.2. отсутствуют, автомобилисты обязаны самостоятельно делить дорогу на полосы, учитывая такие факторы, как:

  • ширина дороги;
  • габариты машины;
  • интервалы между участниками движения.

Правила дают четкое указание, как делить проезжую часть при двустороннем движении и в отсутствие линий разметки.

Для этого водитель должен мысленно разделить дорогу на две равные части, причем левая половина будет считаться рядом, предназначенным для встречного транспорта.

Когда можно выезжать

В Правилах не указано практически никакой конкретики относительно того, когда разрешается выезжать на “встречку”. Однако, исходя из положений п. 9.1. – п. 9.3., можно сделать вывод – “все, что не запрещено этими пунктами, разрешено”.

В итоге получаем две ситуации.

Обстоятельство № 1. Магистраль с движением в 2-х направлениях, маркировка 1.1., 1.3. или 1.11. с прерывистой линией, расположенной слева, отсутствует, таблички “Обгон запрещен” нет, временных знаков или разметки, запрещающих обгон, также не наблюдается.

Важно! Такая дорога должна быть неширокой, то есть имеющей по 1-му ряду для встречного и попутного потока.

Ведь в противном случае она будет иметь уже 4 ряда, а, на основании п. 9.2. Правил, выезжать на “встречку” при наличии 4 рядов (даже при отсутствии разметки) запрещено, и карается штрафом или аннулированием прав. 3-х полос без разметки не бывает в силу п. 9.3. Правил.

Обстоятельство № 2. Автомагистраль с двусторонним движением, 1 ряд – для встречных ТС, 1 ряд – для попутных, средняя полоса – для противоположного и попутного транспорта. Табличек, запрещающих выезд на средний ряд, нет.

Обращаем внимание, что на трехрядной дороге обязательно должна присутствовать разметка.

Позволяется выезжать на этот средний ряд для:

  • обгона;
  • объезда;
  • поворота налево;
  • разворота.

Разумеется, выезд на крайний левый ряд запрещен и карается штрафом/аннулированием ВУ.

Когда действует запрет

Существуют 4 ситуации, при которых въезд на “встречку” не позволяется и наказывается согласно действующему КоАП (далее – Кодекс).

Обстоятельство № 1. Дорога, имеющая 4 ряда – 2 для движения противоположного и 2 для движения попутного транспорта.

В этой ситуации неважно, есть ли знаки или маркировка, запрещающая выполнять маневры на противоположной полосе. П. 9.2.

Правил запрещает автомобилистам выезжать на противоположный ряд, если дорога имеет более 4 рядов. Исключение – повороты налево и развороты в местах, где это не запрещено Правилами.

Обстоятельство № 2. Наличие маркировки 1.1., 1.3. или 1.11. со сплошной в сторону автолюбителя. Дорога имеет любое количество рядов.

В данном случае неважно, сколько полос. Если есть одна из указанных выше трех разметок, выезжать на “встречку” запрещается. Исключение – если маркировка 1.11. имеет прерывистую линию со стороны водителя.

Обстоятельство № 3. Наличие таблички 3.20., вне зависимости от числа рядов и маркировки.

Табличка “Обгон запрещен” имеет приоритет над маркировкой, поэтому, даже при наличии прерывистой линии, водителю следует руководствоваться требованиями этого знака, то есть не выезжать на противоположную полосу.

Обращаем внимание, что табличка 3.20. запрещает именно обгон, то есть опережение ТС с въездом на встречный ряд (опережение по попутному ряду считается не обгоном, а опережением). То есть левый поворот или разворот данный знак не запрещает.

Обстоятельство № 4. Выезд на крайний левый ряд при дороге с 3-мя рядами.

П. 9.3. Правил содержит четкое разъяснение о запрете выезда на крайний левый ряд, если дорога имеет 3 полосы, обозначенные маркировкой, при этом средний ряд используется для езды в обоих направлениях.

Что ждет водителя

В зависимости от вида правонарушения, водителя ожидает различная ответственность.

Выезд первый раз

Наказание за выезд на “встречку” в первый раз, то есть, согласно ст. 4.6. Кодекса, по прошествии 1 года с момента предыдущего выезда, зависит от разновидности правонарушения:

  • объезд неподвижной преграды или помехи;
  • левый поворот или разворот в нарушение предписаний табличек или маркировки;
  • непосредственно обгон.

Соответственно, от вида проступка будет зависеть и санкция:

Вид нарушения Наказание
Выезд на противоположный ряд, выполненный в целях объезда преграды Денежное взыскание от 1000 до 1500
Левый поворот или разворот в местах, где это не позволяется Правилами Финансовое взыскание от 1000 до 1500
Обгон, связанный с въездом на “встречку” и другие случаи движения по ряду, предназначенному для противоположного потока Денежная санкция 5000 рублей или аннулирование ВУ от 4 до 6 месяцев (инспектор самостоятельно решает, штраф или лишение)

Наказание через одну сплошную

Запрещается езда по ряду, который применяется для езды противоположных ТС, в случае, если есть маркировка 1.1., 1.3. или 1.11.

1.1. – это одна сплошная, 1.3. – это двойная. Маркировка 1.3. делит потоки контрнаправлений при наличии 4-х или более рядов, 1.1. – при 2-х полосах.

Как видно из п. 9.1.1. Правил, законом не разделяется ответственность за движение по “встречке” при пересечении одинарной или двойной сплошной – меры наказания будут одинаковыми.

Поворот с выездом на встречку

Здесь могут быть две ситуации:

  • поворот через сплошную;
  • поворот через прерывистую с последующим заездом на “встречку” уже по окончании маневра.

В 1-м случае санкция определяется ч. 2 ст. 12.16., при втором обстоятельстве – ч. 4 или ч. 5 ст. 12.15.

Обгон

За любые случаи езды по “встречке”, помимо объезда преграды, поворота и разворота, санкция будет по ч. 4 ст. 12.15. – то есть взыскание в денежной форме 5 тыс. или аннулирование прав от 4 мес. до полугода.

Разворот

За разворот не по Правилам наказание наступает по ч. 2 ст. 12.16.  Штрафная санкция варьируется от 1000 до 1500 – по выбору инспектора. Отметим, что, помимо запрета на разворот через сплошную, он запрещен еще и в случаях, указанных в п. 8.11. Правил.

Способы оплаты штрафа

Оплату денежного взыскания можно произвести следующими способами:

  • Сбербанк Онлайн;
  • Тинькофф Штрафы;
  • Яндекс. Штрафы;
  • Госуслуги;
  • в любом банке по квитанции через кассу или устройство самообслуживания.

Отметим, что большинство онлайн-сервисов (Яндекс, Тинькофф) поддерживают не только оплату по УИН, но и поиск неоплаченных штрафов по данным о водителе или транспортном средстве.

50 процентов

Исходя из ч. 1.3. ст. 32.2., лишь ч. 5 ст. 12.15. попадает в список исключений. То есть денежную санкцию за “повторный обгон” нельзя оплатить с 50-процентным дисконтом.

А вот разворот, поворот налево или объезд помехи в список исключений не входят, значит, штрафы по таким нарушениям вполне можно оплачивать в половину стоимости в течение 20 дней.

Как обжаловать

Оспаривание осуществляется в порядке, указанным в Главе 30 Кодекса.

Повысить вероятность удовлетворения жалобы можно:

  • обязательно указав в протоколе о несогласии с решением сотрудника ГИБДД;
  • подкрепив доводы доказательной базой – например, записью с видеорегистратора, показаниями свидетелей.

Обращаем внимание, что, исходя из требований ч. 1 ст. 30.3., срок для обжалования составляет 10 суток с момента вручения копии протокола.

Итак, наказания может и не последовать, если автомобилист осуществит выезд на противоположную сторону, если дорога неширокая и отсутствует сплошная разметка, а также при движении по средней полосе трехполосной дороги.

За обгон c выездом на противоположную сторону установлено самое “жесткое наказание”. Штраф за «повторный обгон” нельзя оплатить со скидкой.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *