Что означает категория «Е» на водительском удостоверении?

В России действует несколько категорий ВУ. Автомобилист должен пройти обучение в автошколе и сдать соответствующие квалификационные экзамены, чтобы получить право на управление нужной категорией транспорта.

Для управления ТС с прицепом нужно получить специальную категорию. Ранее права выдавались отдельно на категорию E, теперь же ее упразднили и ввели подкатегории.

Расшифровка

Ранее класс E давал право на управление автомобилями, сцепленными с прицепом. Теперь же этой категории отдельно не существует. Зато были введены новые классы, такие как:

  • BE;
  • CE;
  • DE;
  • C1E;
  • D1E.

Перечень транспортных средств

В ст. 25 ФЗ № 196 от 10 декабря 1995 года (далее – Закон) приведен перечень категорий ТС и, соответственно, водительских прав, а также необходимая расшифровка.

В ч. 1 указанной статьи сказано про то, какими ТС можно управлять после получения соответствующей категории:

Класс Какими автомобилями возможно управлять после получения данного класса Примечание
BE Любыми ТС, относящими к классу B, которые сцеплены с прицепным аппаратом, который весит не больше 750 кг.  Данный класс дает право ездить на машинах с прицепным агрегатом даже, если общая масса ТС вместе с прицепом превысит 3500 кг Данную категорию не нужно оформлять тем водителям, которые намерены ездить с прицепом, вес которого будет не более 750 кг. Кроме этого, эту категорию не нужно получать даже, если вес прицепного устройства будет больше 0,75 тонн, но общий вес конструкции (машина + прицеп) не превысит 3,5 тонн
CE Любыми ТС, относящимися к классу C, сцепленными с прицепом, вес которого более 750 кг Тут все просто – если прицеп весит менее 750 кг, то учиться можно только на категорию C. В том случае, если вес прицепного агрегата превысит указанное значение, нужно обучаться на CE
DE Можно управлять сочлененными автобусами, либо же обычными автобусами, оборудованными прицепным агрегатом с общей массой более 750 кг Если автобус не сочлененный или масса прицепного устройства менее 0,75 тонн, достаточно будет обычной категории D
C1E Разрешено управлять авто класса C1 (то есть с весом более 3,5 тонн, но меньше 7,5 тонн), которые сцеплены с прицепом, но при соблюдении условия, что общая масса такой конструкции не превысит 12 тонн Если водитель намерен управлять автомобилем, масса которого от 3500 до 7500 кг, он вправе отучиться только на категорию C1. Если же масса больше 7,5 тонн, обязательным является обучение на категорию C. C1E потребуется в случае, если ТС категории C1 сцеплено с прицепным агрегатом более 750 кг
D1E Можно водить любые автобусы, если число сидячих мест в них более 8, но менее 16, и масса прицепного агрегата более 750 кг, но общий вес конструкции не превышает 12 тыс. кг Так же, как и категория C1E – если прицепной аппарат весит больше 7 с половиной тонн, и планируется управлять авто категории D1, то обязательно потребуются права с классом D1E

Кто может получить

На основании ч. 2 ст. 25 Закона, право управлять автомобилем категории E предоставляется лицу, которое:

  • прошло соответствующее профессиональное обучение в автомобильной школе;
  • сдало квалификационные экзамены;
  • не имеет противопоказаний к вождению.

Лицо, намеренное получить право управления ТС с прицепом массой более 750 кг, обязано пройти комплексное медицинское обследование.

Порядок проведения обследования регламентируется Приказом Минздрава от 15 июня 2015 года № 344н (далее – Приказ).

В силу ч. 6 настоящего Приказа, кандидат в водители на категорию E обязан пройти следующих специалистов:

  • терапевт;
  • офтальмолог;
  • психиатр;
  • психиатр-нарколог;
  • невролог;
  • оториноларинголог.

Среди обязательного анализа, проводимого для кандидатов на категорию E, значится электроэнцефалография (ультразвуковое исследование коры головного мозга).

Если психиатр-нарколог заподозрит признаки заболевания, являющегося противопоказанием к управлению ТС, он может назначить дополнительные анализы:

  • на установление наличия психоактивных веществ в моче;
  • на установление CDT в сыворотке крови.

Важно! Для водителей, претендующих на получение категории BE, обязательными к прохождению являются только:

  • врач-терапевт;
  • офтальмолог;
  • психиатр;
  • психиатр-нарколог.

Все остальные врачи проходятся только в случае выявления признаков соответствующего заболевания по направлению врача-терапевта.

В зависимости от типа заболевания и категории ТС, различают:

  • медицинские противопоказания (машиной управлять запрещено);
  • медицинские показания (авто можно управлять только при наличии специальных устройств или приспособлений, например, автомобилем, оборудованным системой ручного управления);
  • медицинские ограничения (можно управлять ТС только определенных категорий, а другими, к примеру, нельзя, или можно ездить только на машинах с определенными техническими характеристиками).

Обо всех мед. показаниях, ограничениях и противопоказаний можно почитать в Постановлении Правительства № 1604 от 29 декабря 2014 года “О перечнях медицинских противопоказаний…”.

Как оформить

Гражданин, намеренный получить право на управление ТС с прицепом, сначала должен проверить, достиг ли он возраста, с которого Законом допускается управление машиной соответствующей категории.

На основании ч. 2 ст. 26 Закона, существуют следующие возрастные ограничения:

Желаемая категория С какого возраста допускается выдача прав
BE, CE или DE C 19 лет
C1E или D1E С 19 лет

Также лицу, намеренному получить соответствующую подкатегорию, необходимо иметь права основной категории:

Какую категорию желает получить водитель Какие права у него уже должны быть
BE, CE, DE Права класса B, C или D соответственно, стаж вождения – не менее 1 года
C1E, D1E Права класса C, D или же C1, D1, стаж вождения – не менее 1 года

Таким образом, чтобы управлять машиной с прицепом, нужно сначала получить права основной категории, позволяющей управлять соответствующим ТС без прицепа, и с момента выдачи таких прав должно пройти как минимум 1 год.

Далее гражданину необходимо пройти обучение в автошколе и получить первоначальные навыки управления ТС с прицепом. Учиться в автошколе обязательно – об этом сказано в п. 17 Постановления № 1097 от 24 октября 2014 года “О допуске к управлению…” (далее – Постановление).

В процессе обучения в автошколе водитель получит все необходимые навыки как теоретического, так и практического характера.

Теоретический курс лекций научит автолюбителя не только Правилам Дорожного Движения, но и оказанию первой помощи пострадавшим, а на автодроме можно отработать первоначальные навыки вне среды интенсивного дорожного движения.

Как только гражданин пройдет курс обучения в автомобильной школе, наступит период сдачи экзаменов в ГИБДД. Экзамены проводятся в следующей последовательности:

  • теория;
  • практические упражнения на автодроме;
  • экзамен в “городе”.

Если хотя бы один из экзаменов сдан не будет, к сдаче следующего водителя не допустят. Повторная попытка сдачи назначается не ранее, чем через 7 дней после “завала” предыдущей.

Если экзамен не будет сдан с 3-й или с каждой последующей попытки, интервал между попытками будет увеличен с 7 до 30 дней. К примеру, не сдав теорию в четвертый раз следующая попытка будет через 30 дней после предыдущей.

Если не сдать автодром или город в течение полугода после сдачи теории, последнюю придется сдавать заново (п. 11 Постановления).

Как только водитель успешно сдаст все предусмотренные экзамены, он сможет получить водительское удостоверение. На основании п. 27 Постановления, ВУ выдается сроком на 10 лет вне зависимости от конкретной категории.

Чтобы получить права, в местное подразделение ГИБДД сразу после успешной сдачи квалификационных экзаменов следует подать:

  • заявление;
  • паспорт или другой документ, идентифицирующий личность;
  • медицинское заключение по форме 003-В/у;
  • права основной категории (B, C, C1 или D1, которые были выданы как минимум 1 год назад);
  • документ, удостоверяющий прохождение профессионального обучения в автошколе, имеющей соответствующую лицензию.

За выдачу национального водительского удостоверения новоиспеченному водителю ТС с прицепом придется уплатить государственную пошлину в размере 2000 рублей. Сделать это можно как через банк, так и на портале Госуслуги.

В последнем случае предоставляется скидка в размере 30 % — то есть уплатить придется всего лишь 1400 рублей.

Стоимость оформления

Цены на обучение зависят от конкретного региона и организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Вот примерные расценки на обучение водителей категорий BE, CE, DE в различных городах России:

Населенный пункт Средняя цена на BE Средняя цена на CE Средняя цена на DE
Ярославль 7 тыс. 9 тыс. 11 тыс.
Москва 15,5 тыс. 20 тыс. 23 тыс.
Санкт-Петербург 9 тыс. 11,5 тыс. 14 тыс.
Краснодар 13,5 тыс. 18 тыс. 20 тыс.
Мурманск 7,5 тыс. 10,6 тыс. 12 тыс.
Тверь 7 тыс. 8,5 тыс. 11,5 тыс.
Сочи 9,9 тыс. 12 тыс. 15,5 тыс.
Нижний Новгород 16 тыс. 16 тыс. 18 тыс.
Саратов 6 тыс. 9 тыс. 10,5 тыс.
Тула 17 тыс. 20 тыс. 22,5 тыс.

Итак, категория E в данный момент упразднена, и теперь водителю, намеренному управлять ТС с прицепом, нужно выбрать один из классов BE, CE, DE, C1E или D1E.

Чтобы получить права, нужно пройти обучение в автомобильной школе и сдать экзамены в ГИБДД. Также потребуется медицинская справка по форме 003-В/у.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *