Как обгонять на перекрестке двигаясь по главной дороге

Правила ПДД активно и упорно изучают в автошколах. Во время обучения все правила помнятся и никогда не возникает спорных моментов, но уже после получения водительского удостоверения водители задаются вопросом, а за дело ли меня оштрафовали. К тому же ежегодно в правила ПДД вносят определенные изменения и уточнения.

Вот и правила обгона на перекрестке влечет многочисленные спорные моменты. К одному из таких следует отнести возможность или запрет обгона на перекрестке при движении на главной дороге. Этот вопрос будет разобран далее со всех «ракурсов».

Можно ли обгонять?

Если рассматривать основное правило ПДД об обгоне на перекрестках пункта 11.4, то маневр запрещен:

  • на нерегулируемых перекрестках;
  • на регулируемом перекрестке, но на равнозначных дорогах – в данном случае имеется в виду установленные светофоры;
  • на регулируемом перекрестке при движении автомобиля на второстепенной дороге.

Дорога подразделяется на второстепенную и главную. У главной дороги несомненное преимущество. Поэтому и обгон, что следует из правил дорожного движения также разрешен – штрафа в данном случае не последует, потому как водитель прав.

Единственное, что следует уточнить, так это определение главной и второстепенной дороги. В данном случае на ширину дороги и качество асфальта обращать внимание не следует, на наличие светофоров тоже.

Главная дорога обозначается соответствующим дорожным знаком, который водители могут рассмотреть на перекрестке по характерной форме – перевернутому треугольнику.

Правила обгона на перекрестке

Чтобы понять, что такое обгон и каковы его правила, необходимо обратиться к ПДД, который был обновлен в 2016 году и на 2018 год претерпел некоторые изменения.

Здесь отмечается следующее:

  • водители должны отличать обгон от опережения. Обгон – это объезд вереди идущего авто с выездом на встречную полосу. Опережение – это тот же объезд впереди идущего транспортного средства, но с нахождением на своей полосе. Получается, что ранее представленные запреты распространяются лишь на обгон – опережение на перекрестке возможно;
  • рассматриваемый маневр проводится исключительно с левой стороны. Если говорить об обгоне справа, то согласно вышеуказанным обстоятельствам, это является опережением;
  • обгон справа запрещен в том случае, если для этого водителю приходится выехать на обочину. В отношении перекрестка такая ситуация возникает на Т-образном соединении дорог. В таком случае, если дорога, с которой приходится выехать на обочину, не является главной осуществления представленного маневра запрещено.

Это только основные моменты в рассматриваемом маневре на перекрестке при движении на главной дороге. Далее следует рассмотреть индивидуальные ситуации, с которыми приходится сталкиваться водителю в течение дня неоднократно.

Обгон на перекрестке по главной дороге через сплошную

Сплошная линия – разделительная полоса встречного движения. Подобной полосы нет на перекрестках, ведь ее пересекать нельзя, а при условии необходимости осуществления поворота этого сделать придется.

Сплошная линия проложена перед перекрестком – ее тоже запрещено пересекать, даже при условии, что окончание маневра будет происходить уже на перекрестке, разрешающем обгон.

Зачастую «частичную» сплошную можно встретить на перекрестке, который запрещает совершение обгона. В таком случае маневр все же можно провести, но до светофора, что возможно при отсутствии сплошной линии на дороге до перекрестка.

На нерегулируемом

Теперь следует рассмотреть ситуации обгона на нерегулируемом перекрестке. Для точного разбора следует привести пример ДТП, что представлено на картинке.

Черный автомобиль пошел на обгон, что разрешено, согласно выше приведенному правилу дорожного движения, но синий автомобиль начал поворачивать налево. Как будет составлять протокол инспектор ГИБДД.

В данном случае сотрудник ДПС будет руководствоваться пунктами 8.1 и 11.2. Пункт 8.1 ПДД применим для синего автомобиля и гласит, что при повороте налево водитель транспортного средства должен был подать соответствующий световой сигнал.

Если он неисправен, то необходимо было осуществить то же самое, но рукой – для приведенной ситуации вытянуть руку прямо в сторону.

Поскольку обгон на таком перекрестке разрешен водитель синего авто не должен был создавать помех – если сзади идущий автомобиль начал совершать обгон до подачи светового сигнала, ему следует дать возможность закончить маневр.

И даже если световой сигнал все же был дан, то необходимо дождаться окончания обгона и повернуть налево.

Пункт 11.2 распространяется на водителя черного автомобиля. В пункте зафиксированы следующие уточнения запрета на обгон в случаях:

  • если впереди идущее транспортное средство стало совершать поворот налево;
  • если это же транспортное средство успело подать сигнал о намерении повернуть налево;
  • если за водителем, который пожелал совершить обгон, заметил, что позади его идущее транспортное средство начало совершать этот же маневр;
  • если автомобиль не сможет вернуться после обгона на свою полосу без помех.

Получается, что в представленной ситуации оба водителя могут стать виновниками ДТП. Чтобы не допустить столкновения на перекрестке, в любой непонятной ситуации лучше дождаться проезда перекрестка и выполнить маневр на более безопасной территории.

С разметкой

Разметка на перекрестке – явление редкое, по факту лишнее. На перекрестке возможен только один вид разметки – прерывистая линия, которую разрешено пересекать в любом случае. На перекрестке представленная разметка является лишней, поэтому ее и не встретишь.

Максимум – это встреча сплошной линии, которая запрещает определенные повороты налево или направо. Если говорить об обгоне, то в случаях с разметкой следует руководствоваться их предназначением и ограничением. Но не следует забывать, что обгон разрешается только на главной дороге.

Неоднозначные ситуации

С обгоном на перекрестке по главной дороге возникают спорные моменты между водителями и сотрудниками ГИБДД. Разбирательству подлежат 3 самые распространенные ситуации:

  • первая ситуация заключается с возможностью движения на перекрестке не в 2 ряда, а в 3 – подробно показано на картинке;

Подобные ситуации возникают только при условии, что ширина дороги позволяет сформировать третий ряд, хотя предварительно о нем ничего не говорилось. Также встречаются такие дороги, у которых просто уже затерлась разметка, поэтому водители перестраиваются в средний ряд и осуществляют необходимые им маневры.

Движение красного автомобиля – это самый настоящий обгон, поскольку водителю пришлось частично пересечь разделительную полосу.

Если изначально там подразумевалась сплошная – до светофора – с сотрудниками ДПС придется немало спорить, доказывая свою неосведомленность о типе разделителя. В основном водителю выписывается штраф.

  • вторая ситуация – поворот главной дороги налево;

Представленная картинка указывает на тот факт, что водитель красного автомобиля двигался по главной и по разрешенным правилам совершает обгон.

Но согласно пункту 13.10 ПДД такой перекресток должен расцениваться как пересечение равнозначных дорог, поэтому осуществлять обгон запрещено.

  • третья ситуация – главная дорога меняет траекторию с поворотом вправо.

Здесь также руководствуются выше приведенным правилом ПДД. Водитель красного автомобиля нарушает правило, поскольку перекресток расценивается как равнозначный именно для рассматриваемого маневра.

Представленные три ситуации приводят к тому, что сотрудник ГИБДД составляет протокол по факту выявленного нарушения. Хотя здесь можно и поспорить – это явное упущение или недоработка правил дорожного движения.

Во-первых, в двух последних ситуациях водитель начинает обгон, выезжая с главной дороги. В то же время запрета на тот же маневр на неравнозначных дорогах в правилах нет.

Поэтому с сотрудниками ГИБДД можно спорить, но спор будет проходить по кругу – ни один из участников спора не сможет привести доводы в доказательство своей правоты.

Во-вторых, рассматривая первую ситуацию – с движением в три полосы – водитель также может доказывать свою правоту по результатам отсутствия познания местности и сплошной полосы. Здесь же водитель может привести множество аргументов – не его проблема отсутствие разметки, поэтому можно сделать «скидку».

Несмотря на оба уточнения сотрудник ГИБДД все равно составит протокол с наличием факта нарушения, аргументируя определенными правилами.

Водитель при несогласии может указать в протоколе свое мнение – далее последует разбирательство в административном порядке, возможно, с привлечением судебного учреждения.

Чтобы понять, что грозит водителю, следует рассмотреть предусмотренные штрафы.

Штраф за нарушение правил проезда перекрестка

Штрафы за нарушение правил дорожного движения прописаны в КоАП. В отношении обгона на перекрестке руководствуются пунктом 4 статьи 12.15 КоАП.

В пункте сказано, что за нарушения, касающиеся обгона на перекрестках, где это запрещено, водителю грозит штраф в размере 5 тыс. рублей или же лишение водительского удостоверения сроком на 4-6 месяцев.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что обгон разрешен на главной дороге, но при отсутствии ее поворота на перекрестке. Также запрещается совершать маневр при наличии препятствий – в случае возникновения ДТП водитель может быть признан виновником.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *