Какой штраф предусмотрен за езду на зимней резине летом?

Каждый автомобилист всегда имеет в наличии комплект зимней и летней резины, ведь езда зимой на летней, а летом – на зимней, чревата опасными последствиями. Продавцы авто знают об этом и, по большей части, продают машины уже с комплектом зимних и летних колес.

Когда приближаются холода или, наоборот, теплое время года, встает резонный вопрос – когда же следует “переобуваться” и есть ли наказание за несвоевременную “переобувку”?

Считается ли это нарушением

В 2018 году КоАП (далее – Кодекс) не содержит нормативных положений, позволяющих привлечь автолюбителей к ответственности за использование резины не по сезону.

Однако ранее планировалось внести поправки в Кодекс и ввести штраф для водителей, не успевших вовремя “переобуться”. Авторами законодательной инициативы выступали депутаты С. Ю. Тен, А. С. Прокопьев и Р. С. Ильясов.

Ст. 2 данного законопроекта предлагала внести поправки в ст. 12.5. Кодекса, дополнив ее частью 3.2. такого содержания:

Управление ТС с нарушением требований эксплуатации шин и колес влечет наложение административного штрафа 2000 рублей.

Тем не менее, законопроект так и не был принят, и штраф за несезонную эксплуатацию шин водителям пока что не грозит.

Основания для назначения штрафа

Если средняя температура в течение нескольких дней продержится на уровне выше + 10 градусов по Цельсию, автомобилистам рекомендуется сменить зимние шины на летние.

Несмотря на данную рекомендацию, некоторые умудряются не только немного “просрочить” плановый срок смены, но и вообще все лето проездить на зимних шинах (а иногда, даже и на шипованных).

Управлять авто, оборудованным зимними покрышками, в летний сезон крайне не рекомендуется по многим причинам:

  • предсказать “поведение” зимней резины в жаркую погоду практически невозможно – из-за различных компонентов, применяемых при производстве, зимняя резина, в отличие от летней, в жару разогревается до высокой температуры и может даже взорваться;
  • повышается износ;
  • при наезде на острую поверхность зимняя резина повредится с большей вероятностью, чем летняя;
  • водитель будет ощущать трудности в управлении – например, будет заметна плохая курсовая устойчивость, трудное вхождение в резкие повороты и др.;
  • повышается тормозной путь, из-за чего увеличивается риск попасть в ДТП.

Когда менять на летнюю

П. 5.5. Техрегламента таможенного союза ТР ТС 018/2011 “О безопасности…” (далее – Регламент) указывает о наложении запрета на эксплуатацию ТС, на которых установлены шины, оборудованные шипами, в летние месяцы, а именно, в июне, июле и августе. Этот же пункт накладывает запрет на использование ТС, на которых не установлена зимняя резина, в зимнее время года (декабрь, январь и февраль). При этом зимние шины в указанные месяцы должны быть установлены на всех имеющихся колесах автомобиля.

П. 5.6.3. гласит о том, как именно отличать зимние покрышки от летних. Так, на зимнюю резину наносится специальный значок (рис. 5.1. Приложения 8 Регламента) в виде горной вершины с 3-мя пиками, внутри которой расположена снежинка.

Также отличить зимнюю покрышку от летней поможет маркировка, наносимая только за зимнюю резину:

  • или M+S;
  • или M&S;
  • или M S.

Как видно из положений Регламента:

  • летом, то есть в июне, июле и августе, нельзя использовать шины, оборудованные шипами, а зимнюю неошипованную резину – можно;
  • зимой, то есть в декабре, январе и феврале, допускается использовать только зимние покрышки, причем обязательным требованием является наличие соответствующего значка в виде горной вершины и маркировки.

Чтобы удобнее представлять, когда именно необходимо заменить один вид резины на другой, приведем соответствующие данные в виде таблицы:

Сезонность Допускается ли использовать летние покрышки (без маркировки, значка M+S и др.) Допускается ли использовать зимнюю резину с шипами Допускается ли использовать зимнюю резину без шипов
Зимняя Нет Да Да
Весенняя Да Да Да
Летняя Да Нет Да
Осенняя Да Да Да

Как видим, конкретные числа Регламентом не установлены. Однако, в силу того же п. 5.5. Приложения № 8 Регламента, сроки запрета использования определенных видов шин могут быть изменены в большую сторону местными властями стран-участниц Таможенного союза.

Это значит, что местные органы власти могут установить не только конкретные месяцы, но и числа. К примеру, в отдельном регионе может действовать запрет на использование летних шин не с декабря по февраль, а с 15 ноября до 15 марта.

Наоборот же, установить запрет на летние шины, например, с 15 декабря по 15 февраля, территориальные органы власти не могут.

Сколько нужно заплатить

Как было сказано выше, Регламент запрещает использовать резину с шипами в летнее время года, а зимой – все виды резины без специальной маркировки M+S, M S или M&S и без специального значка в виде горной вершины с 3-мя пиками. Но, несмотря на этот запрет, в Кодексе нет ни отдельной статьи, ни даже отдельной части или пункта, посвященного ответственности за данное нарушение. А это значит, что штрафа от ГИБДД, как, собственно, и его размера, попросту нет.

Однако автолюбителям следует учесть нормы ч. 1 ст. 12.5. Кодекса, которая запрещает езду на машине при неисправностях, указанных в Основных Положениях по допуску… (далее — Положения) и накладывает за это предупреждение или денежный штраф 500 рублей. Так, Раздел 5 Положений “Колеса и шины” указывает на запрет эксплуатации ТС при определенных значениях глубины рисунка протектора.

Нельзя использовать зимнюю резину, если глубина протектора менее 4 мм. Кроме этого, накладывается запрет на использование и летней резины, если глубина протектора менее 1,6 мм (для авто категории M1, к которой, согласно требованиям Регламента, относится большинство легковых ТС, имеющих не более 8 сидячих мест). Минимально допустимые значения глубины протектора для автомобилей других категорий можно посмотреть в п. 5.1. Раздела 5 Положений.

Кстати, штраф 500 рублей или предупреждение ждут водителя и в случае иных неисправностей шин и колес, которые указаны в пп. 5.2. – 5.5. (например, отсутствует хотя бы один из болтов крепления колеса к ступице, или же на одну ось (заднюю или переднюю) установлены шины разных размеров или конструкций).

Отсутствие сезонных покрышек

Штраф за отсутствие зимних покрышек зимой отсутствует, так как соответствующий законопроект № 464241-6 так и не был принят Государственной Думой.

Когда можно ездить на всесезонней резине

Многие ошибочно предполагают, что резина, помимо традиционного деления на зимнюю и летнюю, подразделяется еще и на всесезонную. Это заблуждение возникло в связи с указанием некоторыми изготовителями покрышек маркировки “All Season” или “All Weather”, что в переводе на русский означает “Всесезонная” или “Всепогодная” резина.

Однако отметим, что всесезонные шины подходят для круглогодичной эксплуатации только в странах с мягким климатом или незначительными сезонными перепадами температур. В России зимние и летние температуры значительно отличаются, поэтому использование всепогодной покрышки в условиях российской зимы приведет, по сути, к тем же последствиям, что и при использовании зимой обычной летней резины.

Теперь о законодательном регулировании данного вопроса. Регламент запрещает использовать летом только шипованную резину, весной и осенью можно использовать вообще любую. Таким образом, в период с марта по ноябрь автолюбители могут спокойно ездить на “всесезонке”, зная, что ничего не нарушают. А вот с приходом декабря всепогодные покрышки придется заменить, ведь Регламент требует обязательного использования в зимние месяцы только шин, имеющих соответствующий значок (горная вершина) и маркировку (M+S), а на всесезонных такая маркировка и значок отсутствуют.

Итак, по состоянию на 2018 год штраф за использование резины не по сезону отсутствует. Несмотря на это, было предпринято несколько попыток со стороны парламентариев ввести поправки в ст. 12.5. Кодекса.

Сейчас же автолюбитель может максимум получить 500-рублевый штраф за несоответствие глубины протектора шины установленным показателям.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *