Особенности движения по главной дороге согласно ПДД?

В ПДД с помощью терминов главная и второстепенная дорога регулируются приоритеты при движении автомобилистов через перекрестки. Чтобы определить, у какого автомобиля есть преимущество движения, водители должны четко понимать и разделять эти понятия.

Определение

Приближение главной дороги символизирует специальный дорожный знак. Дорога всегда будет главной, если у нее твердое покрытие, а у пересекающих грунтовое. Любые дороги, служащие выездом с жилых территорий (например, со двора), считаются второстепенными.

Основная дорога может быть только одна, все автомобили на ней обладают первоочередным правом проезда. Второстепенными называются дороги, которые пересекают или примыкают к главной.
По определению, у главной дороги есть начало и конец, одна и та же дорога может быть сначала главной, потом второстепенной.

Но она никогда не заканчивается на перекрестке. Согласно пунктам 13.9 и 8.3, водитель на неосновной дороге обязан уступить транспортным средствам, которые движутся по главной дороге, причем с обоих направлений.

Какие дорожные знаки обозначают?

Для определения главной дороги используют 6 знаков:

  • чтобы предупредить автомобилистов, что скоро они подъедут к пересечению второстепенных дорог с главной, ставится знак 2.4;
  • перед остановкой может быть размещен знак 2.5, который запрещает проезд без остановки и обязывает водителей, пересекающим ее, уступить дорогу машинам;
  • чтобы сообщить водителям порядок движения по этому участку, знак 5.1 располагается в начале магистрали;
  • знак 2.1 стоит перед перекрестками или в начале дороги, где у автомобилистов есть преимущество движения;
  • при изменении направления дороги с твердым покрытием добавляется знак 8.13;
  • знак 2.2 означает конец главной дороги;
  • знак 2.3.1 сигнализирует о появлении слева и справа второстепенных дорог.

Нюансы при определении главной дороги

Чтобы понять, кто должен пропускать и у кого преимущество, следует рассмотреть несколько исключений:

  1. Знак главной дороги часто ставят вместе со знаком 8.13, который обозначает траекторию движения. Если она поворачивает направо, то у водителя будет преимущество при повороте. При приближении к перекрестку водитель должен оценить, уступают ли другие автомобили дорогу. Если водитель едет в прямом направлении, приоритет сохраняется.
  2. Если водитель не увидел знак главной дороги, приоритетность можно определить по асфальтовому покрытию.

Понятие преимущества

Этим термином обозначается право машины на движение в выбранном направлении раньше других участников дорожного движения.

Оно считается одним из основных понятий при вождении, потому что автомобиль с приоритетом имеет право первым выполнить маневр, а другие водители обязаны уважать его статус и давать ему проехать. Если произошла авария, машина с приоритетом будет, скорее всего, невиновна.

На второстепенных дрогах приоритета ни у одного автомобиля не будет. Все водители должны уступать дорогу автомобилям с приоритетом, но при этом не создавать помех для проезда остальным участникам движения (например, не останавливаться на пересечении двух дорог, не давая другим машинам проехать).

Помешать другим водителям можно 2 способами:

  • при резком изменении направления движения;
  • при внезапном снижении/увеличении скорости движения.

Чтобы водители не создавали помех, они обязаны предпринять все возможные меры, чтобы избежать аварии. Например, если нет приоритета, следует отказаться от возобновления, начала или продолжения движения.

У этого правила есть несколько нюансов:

  1. Если пересекаются несколько дорог только с асфальтовым или только с грунтовым покрытием, при отсутствии специальных знаков, то права считаются равнозначными и преимущества нет ни у кого.
  2. Если на грунтовой дороге перед пересечением с главной есть участок с покрытием, она все равно остается второстепенной.
  3. Если водители могут определить порядок проезда по светофору, все дороги равнозначны, даже если ранее стояли определяющие знаки.

Автомобилям без преимущества запрещается выезд на перекресток, если есть затор и они мешают беспрепятственному движению остальных автомобилей. С 2018 года участок перекрестка, на который водитель не должен заезжать, обозначен желтым цветом.

Если водитель не может однозначно сказать, есть ли у него приоритет движения, он должен считать свою дорогу второстепенной.

Стоит учесть, что твердым покрытием считается не только асфальт, но и брусчатка, кирпич, железобетонные плиты и бутовый камень. Все эти дороги будут главными по отношению к грунтовой.

В какой зоне действует?

Знак «Главная дорога» чаще всего располагается при въезде на нерегулируемые перекрестки, чтобы показать преимущество движения. Если знак стоит вместе со светофором, то приоритетнее указания светофора.

Если светофор не работает, то следует ориентироваться по знакам. Знак устанавливается за 150-300 метров до перекрестка. Знак 2.2 указывает на то, что главная дорога кончилась и преимущества проезда у водителей больше нет. Действие знака распространяется до следующего перекрестка, если нет других знаков.

Какие правила действует на главной дороге?

Важно учесть, что перекресток принадлежит каждой дороге, которая на нем пересекается с другой дорогой. В 2018 году в ПДД были внесены изменения, касающиеся перекрестков с круговым движением.

Если водитель въезжает на перекресток, на котором нет знака «Главная дорога», он обязан уступить всем машинам, едущим по кругу.

В прошлом, в разных регионах правило главной дороги трактовалась по разному, что приводило водителей в замешательство.

Новая схема движения давно применяется в Европейских странах, она помогает избежать конфликтных и аварийных ситуаций.

Машины, которые едут по дороге с твердым покрытием, всегда находятся в приоритете над машинами, которые находятся на второстепенной дороге. Автомобили без преимущества должны ждать, пока водители с приоритетом завершат свой маневр.

Если на перекресте стоит регулировщик, его указания приоритетнее знаков. Автомобилист на второстепенной дороге всегда в проигрышной ситуации, поэтому выезжать на главную дорогу стоит после того, когда есть уверенность, что проезд свободен.

Если водитель не увидел знак или не может определить приоритетное направление, он должен дать проехать автомобилю, который движется справа.

Если водитель, у которого приоритет, должен развернуться или повернуть налево, он уступает идущему навстречу транспорту.

Выезд с второстепенной дороги на главную

Типичная ситуация: водитель, который выезжает с второстепенной дороги, стоит перед поворотом и ждет, пока по основной дороге проедет крупногабаритное транспортное средство. Он не может увидеть легковую машину, едущую сразу за ним.

При этом водитель легковой машины также не увидит выезжающего с дороги водителя. В результате, для обоих водителей появление препятствия на дороге оказалось неожиданным, торможение не помогло и произошло ДТП.

Эта очень стандартная ситуация при совершении этого маневра. При этом виноватым всегда является автомобиль, совершающий маневр с второстепенной дороги.

Основное правило — не въезжать с второстепенной дороги на главную, если по ней проезжает другая машина.

Съезд с главной на второстепенную

Эта ситуация регулируется пунктом 13.10 ПДД. Когда главная дорога пересекается с второстепенной и водитель меняет курс движения, он должен следовать правилу равнозначных дорог. В этом случае, приоритета у автомобилей нет.

Когда водитель меняет одну дорогу на другую, он меняет одну полосу на другую, что означает перестроение. Перестроение всегда происходит с включенным поворотником, преимущества у машины нет.

Ответственность за нарушение

Для водителей, которые нарушат правило главной дороги и не предоставят преимущества проезда, полагается штраф 1000 руб. В 2018 году повысили штраф за непредставление преимущества пешеходам и велосипедистам до 1500 рублей.

Правила преимущества и отсутствия приоритета обеспечивают безопасность движения транспортных средств. Уважение правил главной и второстепенной дорог значительно  уменьшает риск аварий.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *