Поворот налево: кому уступать дорогу?

Когда водители учатся в автошколах, они изучают разные комбинации и схемы на дорогах. Одним из правил на дорогах является освобождение пути для проезда другому автотранспорту.

В реальной жизни могут встречаться разные нюансы, которые тоже предусмотрены Правилами автодорожного перемещения. Если автомобиль совершает поворот налево, то он должен уступать дорогу движущемуся транспорту. Но вот какому именно, об этом следует узнать подробнее.

Чем регулируются правила поворота налево

Всё движение наземного автомобильного транспорта совершается по заранее выставленным правилам, которым обязаны подчиняться все участники перемещения, и даже пешеходы или велосипедисты.

Все нормы, как вести себя на дорогах, помещены в единый свод Правил дорожного движения, сокращенно «ПДД» (далее – Правила).

Но и сами эти Правила тоже регулируются своим законодательством. Все положения принимаются отдельно изданными законами, постановлениями для того, чтобы внести те или иные изменения в пункты ПДД.

Так, на сегодня действует последняя редакция таких Правил, которая была проделана законодателями 25.07.2017 г. Сам норматив утверждается Министерством – Советом Министров России.

Этот Совет издает свои постановления, которые видоизменяют требования к участникам дорог – мотоциклетному, легковому, грузовому, пассажирскому транспорту, а также пешеходам и другим. Все они подчиняются Правилам на равнозначных правах.

Законодательная база для подчинения единым сводам норм и правил на автодорогах России представлена отдельной таблицей.

Таблица 1. Чем регулируется движение на дорогах в Российской Федерации

Ссылка на

норматив

Законодательное основание – чем регулируется Правовой акт для ввода новшеств и изменений
ПДД Министерским Постановлением №1090 от 23.10.1993 г., который последний раз редактировался 25.07.2017 г. Правительственное Постановление №832 от 12.07.2017 г.
КоАП РФ Глава №12 – Кодексом, принятым законом №195-ФЗ от 30.12.2001 г., функционирующим после последней редакции с 29.07.2017 г. Изменения вступали в силу 10.08.2017 г. после изданного корректирующего закона №278-ФЗ от 29.07.2017 г.

Не только ПДД, но еще и Кодекс по правонарушениям административного характера (КоАП РФ) в 2018 году регулироваться может отдельно изданными законами, либо постановлениями.

Все изменения, вступившие в силу в начале этого года, пока полноценно видоизменяют и дополняют Правила перемещения по дорогам его участников. По прогнозам аналитиков до конца года новых редакций законодательных положений не предвидится.

Поворот налево по правилам дорожного движения

В пункте № 8.8 Правил говорится, что во время совершения поворотов налево следует уступать дорогу любому встречному транспортному, трамваю или пешеходу.

Разрешается делать такой поворот как на перекрестках, так и на отрезке автодорожной инфраструктуре между двумя перекрестками. Рассмотрим в отдельной таблице все детали этого правила.

Таблица 2. Нормы ПДД освобождения проезда при повороте машины налево

Кому уступают путь Ситуация на дороге
Любой встречный автотранспорт Если маневр совершается по прямой полосе
Пешеход При повороте для заезда во двор, когда пешеходы идут по тротуару или обочине дороги.
Трамвай При движении трамвая как по пути следования, повороте авто, так при встречном движении трамвая.
Обгоняющая машина Второй участник, следующий сзади водителя, собирающего делать заезд влево, также собирается влево, потому и обогнал. Его также, во избежания столкновения, нужно пропустить.

Запрещено поворачивать налево в следующих случаях:

  • стоит знак «Поворот налево воспрещается!»;
  • нет разрешающего знака, когда впереди стоит знак «Движение только по прямой!»;
  • когда пешеходы переходят дорогу или проезжает какой-то транспорт перпендикулярно, либо по встречной полосе;

Теперь ознакомимся, что говорится в Правилах о том, как совершать сам маневр поворота:

  • перед тем как поворачивать машину следует правильно разместить на автотрассе.
  • она должна сначала занять выжидательную позицию;
  • позиция по местонахождению следующая – крайнее левое положение строго на своей полосе;
  • пропускается встречный транспорт, либо едущий справа, если это сквозной перекресток;
  • внимательно следует следить также в зеркало заднего вида и за транспортом, едущим сзади;
  • когда вокруг все чисто, всех попустили, тогда можно поворачивать налево.

Следить за задней машиной, едущей за вами, необходимо для того чтобы она одновременно с вами не предприняла попуток ехать влево.

Это когда влево повернуть нужно обоим машинам – соблюдается очередь. Но если последующий шофер совершил обгон, то его надо пропустить, чтобы избежать бокового столкновения

Важно! Даже если разметка, разделяющая трассу, пунктирная и её разрешается пересекать, при пропускании встречного автотранспорта следует все равно машину держать строго на своей полосе, но, прижавшись, к левой её части.

Получается, по требованию норм, необходимо уступать дорогу всем автомобильным средствам и пешеходам, чьи пути следования водитель собирается пересечь.

Пункт № 8.7 Правил автодорожного перемещения транспортных средств позволяет совершать поворот налево не с ближайшей полосы движения, а со второй или третьей (при трехстороннем движении).

Но тогда автомобилист должен сначала убедиться, что:

  1. Никому не создает никаких препятствий.
  2. Безопасность совершения маневра обеспечена.
  3. Машина не должна залезть на встречную полосу.

Обратите внимание! Чтобы реализовать правило пункта № 8.7, необходимо, чтобы у водителя были наготове веские объяснения. Без уважительной причины совершать такие действия нельзя.

Если водителя в это время остановить дорожный полицейский, то он потребуется предъявление веских доказательств, зачем автомобилист с третьей полосы поворачивал налево через остальные 2 или 3 полосы дороги.

Действие знака уступи дорогу

Дорожные знаки тоже указывают на то, что необходимо на данном отрезке автодороги уступать путь другим машинам. Такой знак располагается в Правилах под номером – 2.4 и имеет свое название – «Уступи дорогу», что значит – «не создавай помех».

Помехи – это искусственно созданные явления, могущие спровоцировать столкновение машин, мешать их свободному проезду, трогания с места парковки или совершению маневров.

Кому уступать дорогу при повороте налево?

Существуют некоторые сомнения у автомобилистов, кому им следует уступать проезд, когда они поворачивают налево. Например, незнание того, уступать ли проезд автобусу, либо мотоциклисту, может привести к серьезным ДТП.

Также возникают недопонимания, когда автомобилисты не знают, кто должен уступать первым, если повернуть влево намеревается сразу две машины, стоящие бок обок друг с другом. Рассмотрим по отдельности некоторые случаи, чтобы прояснить самые часто встречающиеся ситуации.

Автобусу

При повороте налево возле автобусной автостоянки, автостанции, либо остановки для пассажиров, нужно глядеть в оба, не стоит ли там автобус.

В присутствии автобуса сразу ехать нельзя, требуется пропустить сначала автобус, если он тоже выезжает из-за поворота.

Особенно, если вы заметили, что пассажирский транспорт уже:

  • тронулся с места автобусной остановки;
  • выезжает уже из заездного кармана;
  • выезжает с площадки автостоянки и ваши пути с ним обязательно скоро пересекутся.

После того, когда автобус проедет и больше помех для вашей машины не будет на дороге в виде иных ТС, тогда и вы можете проехать с поворотом налево.

Мотоциклу

Если мотоциклист движется в противоположную сторону, и его путь пересекается с путем поворота автомобиля влево, то машина должна пропустить мотоциклиста. Такое же правило действует и тогда, когда мототранспорт обогнал автомобиль с целью поворота налево точно также как и авто.

Чтобы не столкнуться с ним, нужно обязательно пропустить двухколесную технику. В том случае, когда сигнал светофора заставил мотоциклиста остановиться на перекрестке при его встречном движении, тогда машина при зеленом сигнале светофора может свернуть влево, не пропуская мотоцикл.

Трамваям

Трамваи не являются маневренными видами автоэлектротранспорта, поэтому даже если оба одновременно поворачивают влево – и автомобиль и трамвай, то авто должно пропустит трамвай. Это возможно, если оба движутся в одном направлении.

Но при движении трамвая навстречу автомобилю, приготовившемуся сворачивать влево, машина обязана пропустить технику, идущую по рельсам. Здесь срабатывает принцип уступки пути по пункту № 8.8 ПДД.

Особенности

Перекрестки могут быть разной конфигурации. Так, в строении дорожных развилок могут встречаться перекрестки следующих схем:

  • «Т»-образные;
  • крестообразные под прямым углом;
  • крестообразные под непрямыми углами;
  • «У»-образные;
  • перекресток – «ветка».

При движении влево перекресток имеет форму по непрямыми углами – это вариант «Х»-образных или «У»-образных перекрестков. Это могут быть достаточно опасные участки автодорог.

По правилам строения такие участки не должны быть загорожены плотно стоящими зданиями, либо зелеными насаждениями.

Это необходимо, чтобы не заграждать видимость для водителей. Делать маневры поворотов на таких участках нужно очень внимательно и аккуратно.

Если развилка дороги создана под прямыми углами, то ситуации поворотов налево могут возникать у машин, движущихся друг другу навстречу. При таких обстоятельствах не нужно никого пропускать.

Если нет иного движущегося по «встречке» транспорта, то после того, как водитель увидел, что машина напротив включила поворот влево (для нее влево), тогда он смело может и сам включать поворот и проезжать в свою левую сторону.

При поворотах на развилке может возникнуть ситуация, когда одновременно хотят повернуть в свое «лево» три машины сразу. Кто кого здесь обязан пропустить? Пропускают сначала машины, на пути которых стоят разрешительные дорожные знаки, а потому – остальные.

Если дорога оказалась без дорожных знаков и перекресток маленький, тогда водители действуют по негласному правилу – разъезд левыми сторонами машин. А на больших развилках – правыми сторонами машин.

Последствия нарушения установленных правил для поворотов налево могут привести к автокатастрофам. Если машину не пропускают, которая движется по встречной полосе. То есть большая вероятность с нею столкнуться.

Если второй водитель, следующий сзади первого, желает тоже повернуть влево, но не успел справиться с тормозами, чтобы встать в очередь, то это большая угроза столкновению на одной линии.

Выезжающий влево на обочину мотоциклист (или любая другая машина), также обязана сначала пропустить транспорт, следующий по тому же направлению. Пересекать разметку обочины также необходимо по пунктирам, а не там, где уже прорисована сплошная линия.

Не стоит торопиться на дорогах, когда нужно совершить маневр – поворот влево. Если это происходит внутри города, либо за его пределами – разницы нет, правила действуют одинаково для всех местностей и для всех участников движения.

Нужно помнить, что как бы ни менялись законы по ПДД, но правила изменены не будут в отсутствие новшеств среди знаков и иных указателей дороги, равно как и их строения. Любые изменения по конструкции дорог, оснащению их информацией для водителей и пешеходов всегда освещаются в разных СМИ населенного пункта.

Делать это городские власти обязаны за 20-30 дней до начала проведения модификационных работ по дорогам.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *