Процедура оспаривания штрафов ГИБДД

В случаях, когда автомобилист не согласен с вынесенным постановлением, имеются в наличии факты или иные доказательства невиновности, либо же гражданин получил “письмо счастья” за то нарушение, которого не совершал, появляется необходимость в обжаловании постановления.

Процедуру следует осуществлять в соответствии с положениями действующего законодательства, а именно, Главы 30 КоАП (далее – Закон).

Основания для оспаривания

Глава 30 Закона не приводит конкретных случаев, когда можно обжаловать, приводя лишь список лиц, которые могут это сделать:

  • сам нарушитель;
  • потерпевший;
  • законный представитель физлица или юрлица;
  • адвокат и его доверенное лицо.

Поскольку законодательством явно не указаны случаи для обжалования, мы рекомендуем выполнить 2 действия:

  1. Проверить, что штраф вообще существует (особенно актуально это для тех постановлений, которые пришли по почте).

Гражданину, редко нарушающему ПДД, трудно отличить настоящее “письмо счастья” от фиктивного.

Этим пользуются нечестные граждане, которые осуществляют рассылку неправомерных постановлений с фотографиями государственных знаков других автомобилей, несуществующими нарушениями и “своими” реквизитами.

Проверить актуальность штрафа можно, воспользовавшись следующими сервисами:

  • Госуслуги;
  • Яндекс. Штрафы;
  • Тинькофф Штрафы;
  • Сбербанк Онлайн;
  • сайт ГИБДД, раздел “Проверка штрафов”;
  • обратившись непосредственно в территориальный орган Госавтоинспекции.
  1. Определить целесообразность обжалования.

Нет смысла в обжаловании, если, к примеру, нарушение явное, и никаких обстоятельств, исключающих административную ответственность, не наблюдается.

Также подавать жалобу бессмысленно вследствие превышения издержек на составление документа, отправку заказного письма в суд или должностному лицу и др., над, собственно, суммой штрафа.

К примеру, автомобилиста привлекли к ответственности по ч. 2 ст. 12.9. Закона за превышение скорости на 27 км/ч.

Сумма штрафа – 500 руб., а если уплатить его в течение 20 дней, то 250 рублей. Очевидно, что заявитель потратит больше денег и времени при обжаловании, чем если просто заплатить штраф.

Причины запрета

Снова-таки, Законом не регламентируются обстоятельства, исключающие возможность обжалования постановления. Любой гражданин, возражающий относительно обстоятельств случившегося или имеющий дополнительные доказательства, обладает правом опротестования.

Главное – это не пропустить сроки, указанные в ч. 1 ст. 30.3. Закона, хотя и их, при наличии уважительных причин, можно восстановить.

Инстанции обращения

Конкретное место, куда следует подавать жалобу, зависит от того, кто вынес изначальное постановление:

Кто вынес изначальный вердикт Куда необходимо обращаться для опротестования
Судебная структура В стоящую выше судебную инстанцию
Должностное лицо (сотрудник ГИБДД) К стоящему выше должностному гражданину, либо в стоящий выше орган, либо же в районную судебную инстанцию по месту рассмотрения дела

Ч. 2 ст. 30.1. Закона предусматривает право подачи опротестования сразу в несколько мест – то есть и в суд, и вышестоящему должностному гражданину. В таком случае, жалоба будет рассматриваться судом.

Сроки

О сроках опротестования говорится в ст. 30.3. Закона.

Так, ч. 1 настоящей статьи определяет общий срок для обжалования всех вынесенных постановлений – 10 суток с момента получения гражданином копии постановления.

Пропущенный 10-дневный срок может быть восстановлен судебным органом или сотрудником ГИБДД, имеющими полномочия по рассмотрению жалобы. Гражданину, пропустившему срок, необходимо подать соответствующее ходатайство.

Суд или должностное лицо имеют право отклонить данное ходатайство, о чем будет вынесено определение.

Для повышения вероятности удовлетворения ходатайства в тексте этого документа следует указать веские основания, послужившие причиной пропуска установленного срока (тяжелая болезнь, срочная командировка, уход за тяжело больным человеком, природные, техногенные факторы и др.). К ходатайству следует приложить подтверждающие указанные основания документы.

Особенности процедуры

Приведем общий порядок действий заявителя, предусмотренный Главой 30 Закона:

  • определение наличия права на обжалование (ст. 30.1.);
  • определение органа или лица, правомочного рассматривать протест;
  • пока не истекли 10 суток после получения копии постановления, следует составить текст жалобы и принести документ в орган или к лицу, вынесшими изначальное постановление, либо же сразу в вышестоящую структуру/вышестоящему должностному гражданину (ч. 1 и ч. 3 ст. 30.2.);
  • если нарушитель ПДД подаст жалобу “не в то место”, ничего страшного – тот, кто ее получит, передаст по подведомственности в течение 3 дней (ч. 4 ст. 30.2.);
  • далее орган или должностное лицо осуществляют действия по подготовке к рассмотрению протеста в порядке, указанным в ст. 30.4. Закона;
  • должностное лицо рассматривает протест в течение 10 дней, суд – в течение 2 месяцев;
  • происходит рассмотрение жалобы по правилам ст. 30.6. Закона;
  • выносится одно из возможных решений, предусмотренных ч. 1 – ч. 5 ст. 30.7. Закона;
  • сразу после вынесения вердикта, он оглашается (ч. 1 ст. 30.8. Закона);
  • в течение 3 суток после оглашения вердикта, его копия вручается заявителю или его законному представителю (ст. 30.8. Закона).

Через Госуслуги

При нажатии “Подробная информация об услуге” на странице услуги “Информирование о наличии…”, на вкладке “Результат оказания…” указано, что результатом является “Получение инициатором запроса информации о наличии…административных правонарушений в области дорожного движения”, а в Разделе “Порядок обжалования” приведены текстовые выдержки из Главы 30 Закона.

Поскольку государственная услуга не предназначена для опротестования постановления (госуслуг такого рода на портале не представлено вообще), а лишь для информирования об имеющихся штрафах, а также на основании, что результат предоставления не являет собой передачу жалобы в электронном виде в какое-либо ведомство, делаем вывод, что опротестовать штраф с камеры через портал Госуслуги невозможно.

В судебном порядке

Обжаловать в суд можно в любой ситуации:

  • если постановление было вынесено инспектором, можно, минуя вышестоящее должностное лицо, сразу идти в суд;
  • а если дело изначально рассматривал судья (например, за вождение в нетрезвом виде), то путь только один – в суд.

Подать жалобу можно 2-мя способами:

  • лично нанести визит и передать документ в судебную канцелярию;
  • направить протест по почте заказным письмом.

Если ремень безопасности был непристегнут

Штраф за непристегнутый ремень обжалуется в стандартном порядке. Чтобы повысить вероятность вынесения судом или вышестоящим должностным лицом положительного вердикта, следует:

  • привлечь свидетелей и указать их позицию в тексте протеста;
  • ходатайствовать о приложении к делу записи с видеорегистратора, имеющего камеру, направленную в салон, для подтверждения факта пристегнутого ремня.

Не пропустил пешехода

Нарушение по ст. 12.24. Закона может грозить водителю штрафом до 25 тыс. рублей или лишением прав на срок до 24 месяцев.

Согласно ч. 1 ст. 23.1. Закона, такие дела рассматривают исключительно судьи, соответственно, и обжаловать необходимо только в вышестоящую судебную инстанцию (п. 1 ч. 1 ст. 30.1. Закона).

Через портал ГИБДД

На сайте ГИБДД есть сервис “Прием обращений”, однако его функционал не предусматривает отправку жалоб на постановления.

ГИБДД оповещает, что жалоба на постановление является документом, рассматриваемом в отличном от установленного 59-ФЗ от 2 мая 2006 года “О порядке рассмотрения…” порядке.

Соответственно, и направлять ее нужно другим образом – а именно, путем личного обращения к должностному лицу или в суд, или же путем отправки заказного письма на адрес нахождения структуры.

Если ТС продали

На основании п. 60.4. Приказа МВД № 605 “Об утверждении…”, машина снимается с учета, если прежний собственник по истечении 10 дней представит в ГИБДД документы, подтверждающие факт отчуждения.

У нового собственника есть 10 дней после заключения ДКП, чтобы поставить машину на учет. Эти 10 дней машина числится еще за старым владельцем, соответственно, и штрафы будут приходить ему.

В этой ситуации рекомендуем действовать так:

  • подготовить жалобу в стандартном порядке;
  • приложить к ней документы, свидетельствующие о факте отчуждения ТС;
  • направить протест по почте заказным письмом в ЦАФАП (если штраф с камеры) или в местный орган ГИБДД (если гражданин узнал о наличии не им полученных штрафов через различные сервисы).

Составление претензии, образец

Поскольку на Госуслугах отсутствует возможность обжалования, то и составить текст протеста через Единый портал не получится. Поэтому предлагаем ознакомиться со стандартным бланком жалобы.

Способы доказательства невиновности

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6. Закона, при рассмотрении протеста во внимание принимаются:

  • имеющиеся в деле и дополнительно представленные материалы и доказательства;
  • доводы и объяснения нарушителя ПДД или его законного представителя;
  • показания иных лиц, в частности, свидетелей;
  • заключения экспертов, пояснения специалистов;
  • иные виды доказательств.

В зависимости от конкретной ситуации, помочь в доказывании невиновности могут следующие доводы:

  • сведения, подтверждающие выбытие автомобиля из законного владения собственника;
  • указание на нечитаемость номера или на его принадлежность иному лицу (при штрафе с камеры);
  • свидетельские показания, указывающие на отсутствие факта нарушения или об искажении фактов лицом, изначально вынесшим постановление;
  • представление технических характеристик ТС (в случае, если скорость, указанная в постановлении с камеры, превышает максимально допустимую конструкцией ТС, к примеру);
  • указание на процессуальные нарушения (к примеру, отсутствуют подписи в постановлении, не были внесены отметки о понятых и свидетелях и др.).

Последствия не оплаты

В силу ч. 5 ст. 32.2. Закона, если информация об уплате штрафа по истечении 60 дней после вступления постановления в силу отсутствует в ГИС ГМП, а нарушитель не предоставил в ГИБДД документ, свидетельствующий об оплате, осуществляются следующие действия:

  • лицо, оформившее постановление, в течение 10 дней изготавливает 2-ю копию постановления и направляет ее в адрес судебных приставов для запуска принудительной процедуры взыскания долга;
  • одновременно с этим, составляется протокол по ч. 1 ст. 20.25. Закона, предусматривающей штраф в двойном размере, либо арест до 15 дней, либо обязательные работы до 50 часов.

Итак, обжалование штрафа ГИБДД осуществляется в порядке, указанным в Главе 30 Закона, вне зависимости от вида нарушения. Нормативный срок для обжалования – 10 суток, при пропуске срока он может быть восстановлен при наличии уважительных причин.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *