Транспортный налог для юридических лиц и организаций

Какие особенности предусмотрены законодательством для взыскания налога на владение транспортом с организаций? Об актуальных положениях федеральных и региональных актов в этой области рассказано в этой публикации.

Транспортный налог для юридических лиц

 Транспортный налог представляет собой обязательный платеж, порядок оплаты которого осуществляется на основании требований федерального законодательства. Ставки и сроки внесения платежей, список организаций, которые освобождены от оплаты налога, устанавливаются региональным законодательством.

Обязанность по оплате в бюджет налога привязывается не к моменту оформления собственности, а осуществляется в связи с регистрацией ТС на определенное юридическое лицо.

Сложности представляют случаи определения субъекта налогообложения при передаче имущества в лизинг или аренду. В таких ситуациях оплачивает обязательный сбор фактический пользователь имущества.

Для установления обязательного сбора на владение транспортом принимаются во внимание следующие моменты:

  • лошадиные силы двигателя — в первую очередь при расчете обязательного сбора принимается во внимание мощность ТС, указываются данные в ПТС на машину;
  • в отношении нового вида транспорта принимается во внимание валовая вместимость с единицей измерения в регистровых тоннах, принимая во внимание как в отношении водного, так и наземного видов транспорта.

Налоговая база для расчета обязательного сбора устанавливается на основании требований ст.359 НК РФ. Если в отношении определенного вида ТС нет технической документации, то производится расчет на основании порядка, установленного ст.95 НК РФ. Существенное влияние на сумму налога оказывает причисление ТС с дорогостоящим машинам, список которых публикуется на сайте Минпромтогра, в случае их принадлежности юридическим лицам.

Размер ставки по налогу для юридических лиц

Федеральное законодательство устанавливает только требования к порядку оплаты и определения норм о транспортном налоге в отношении юридических лиц. Конкретные цифры устанавливаются региональными нормативными актами и зависят от места постановки на учет и, соответственно, регистрации организации.

Точная сумма зависит от показателей:

  • мощность двигателя ТС;
  • категория машины;
  • срок эксплуатации ТС;
  • валовая вместимость.

Приведем для примера ситуацию с начислением транспортного налога в отношении юридического лица, если его поставили на учет в организации и сняли с регистрации в тот же год. Имущество было куплено и оформлено в ГИБДД, предположим в апреле 2018. В декабре руководство принимает решение о снятии машины с регистрационного учета – продажи. Соответственно, организация владела машиной не полный год.

Принимаются во внимание следующие показатели:

  • мощность двигателя равна 200 л.с.;
  • ТС находится в тульской области, где ставка принимается равной 50 руб. за 1 л.с.;
  • цена машины составляет на момент покупки 3 млн руб. без учета амортизации.

Для расчета налога принимается во внимание полный месяц, если даже куплено или реализовано ТС в его середине. Таким образом, период владения обозначается в течение полных 7 месяцев, включая апрель и декабрь.

Как производить оплату налога

Оплата налога производится по месту постановки ТС на регистрационный учет. В местную ИНФС подается декларация об оплате налога на основании требований п.3 ст.83 НК РФ. Обращаться владельцу машины следует в налоговую службу по адресу постановки на налоговый учет юридического лица.

Расчет налога производится юридическими лицами самостоятельно для внесения средств в соответствующие бюджеты по месту постановки организации на учет. Извещения о необходимости внесения обязательного сбора налогоплательщикам такой категории не рассылаются.

Оплата налога осуществляется при подаче деклараций не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным – в течение которого начислен налог.

Если региональными законами допускается внесение авансовых платежей, то они оплачиваются ежеквартально в бюджет при подаче отчетности в налоговую. По итогам года ведется сверка перечисленных платежей с размером сбора, установленным по окончанию отчетного периода.

Эти требования не относятся к индивидуальным предпринимателям (ИП), которые оплачивают транспортный налог как физические лица либо освобождены от него в связи с применением упрощенной системы налогообложения или ЕНВД.

Расчет транспортного налога

Стандартной формулой для расчета транспортного налога как для организаций, так и физических лиц, является:

База налогообложения Х Ставка налога Х Коэффициенты повышения или уменьшения сбора

 Базовые величины установлены ст. 361 НК РФ. Они могут изменяться под воздействием определенных факторов как в сторону увеличения, так и уменьшения. Таким образом производится расчет обязательного сбора на федеральном уровне. На основании региональных законов размер налога может понижаться или превышать установленные государственные показатели до 10 раз.

В некоторых случаях к определенным категориям граждан применяются льготы в виде скидки или полное освобождение от оплаты сбора.

Так, например, повышающий коэффициент применяется в отношении дорогостоящих авто, стоимость которых составляет более 3 млн. руб. Стоимость устанавливается на правительственном уровне и посмотреть ее можно на сайте Минпромторга.

В 2016 году был принят ряд изменений в отношении оплаты транспортного налога:

  • На законодательном уровне был уточнен порядок расчета налога при выбывании транспортного средства, он был определен как полное количество месяцев за соответствующий период. За полный считается месяц, в котором было куплено транспортное средство, если это произошло не позднее 15 числа. Такой же механизм применяется при выбытии ТС на основании п.3 ст.362 НК РФ.
  • В отношении дорогих автомобилей повышенная ставка применима только в случаях, когда сведения об определенной модели опубликованы на сайте Минпромторга согласно п.2 ст.362 НК РФ, при этом пересчет обязательного сбора за прошлые периоды не производится на основании новых норм.

С июля 2016 года действуют изменения в отношении применения транспортного налога в отношении большегрузных ТС, при распространении и расчете платежей на период 2016-2018 года. При этом учитывается вред, который причиняется этим видом транспорта дорогам. На основании действующих положений уменьшение налога по этому показателю может составить 0%.

В 2018 изменения на государственном уровне в отношении транспортного налога не вносились, но они могут предусматриваться в регионах.

Срок для уплаты налога

 Период оплаты налога устанавливается региональными властями при владении транспортом. Федеральным законодательством предусмотрено, что срок внесения обязательного сбора должен осуществляться с ограничениями – не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.

Квартальный авансовый платеж составляет не более четвертой части налога, подлежащего оплате за полный год. По итогам года подлежит перечислению в бюджет сумма, представляющая разницу между внесенными ежеквартально суммами и начисленным по итогам отчетного периода сбора.

Субъекты РФ не обязаны устанавливаться обязательность авансовых платежей. При отсутствии такого положения в региональном законодательстве подлежит начислению и оплате транспортный налог в полной сумме сразу за год.

Нарушение срока выплаты налога по итогам отчетного периода предусматривает наложение штрафов и начисление ежедневно пени на сумму подлежащего внесению в бюджет транспортного налога.

Существенно отличаются сроки оплаты налогов для организаций и индивидуальных предприятий. Юридические лица представляют отчетность до 1 февраля года, следующего за отчетным, а граждане, в числе которых индивидуальные предприниматели – до ноября.

За неуплату транспортного налога предусмотрены санкции:

  • назначение внеплановой проверки налоговыми органами;
  • установление пени в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки;
  • определение санкции в виде штрафа;
  • принуждение к удержанию суммы обязательного платежа с доходов предприятия;
  • наложение обеспечительных мер и взыскание за счет полученного имущества сборов в нужном размере.

Предоставление льгот для организаций на уплату транспортного налога

 Для бюджетных учреждений порядок налогообложения по транспортному налогу такой же как в отношении других юридических лиц. Оплата происходит непосредственно от имени государства, а не организации, которая пользуется служебным транспортом.

Предусматриваться льготы для таких категорий собственников могут только на основании положений регионального законодательства.

Они могут освобождаться от уплаты обязательного сбора, к ним иногда применяются пониженные ставки либо изменяется время отчетных периодов и для внесения авансовых сборов.

К примеру, в отношении казенных предприятий на территории Москвы применяется режим льготного налогообложения. Однако средства, вырученные за счет такой экономии направляются на удовлетворение социальных нужд работников организации или направляются для развития организации.

Срок исковой давности по взысканию средств с организаций составляет 3 года с момента обнаружения нарушения законодательства. Разбирательство в этом случае передается на рассмотрение в арбитражный суд.

Для верного расчета налога следует придерживаться требований налогового законодательства и учитывать положения региональных нормативных актов, которые могут со временем претерпевать изменения в части порядка начисления сборов, установления базовых ставок и повышающих либо понижающих коэффициентов при расчете налога на автомобиль.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *