Сколько действует решение суда?

Согласно процессуальному законодательству понятие “срок действия судебного решения” не применяется. Решение, вынесенное судом по итогу рассмотрения дела — процессуальный документ, который может устанавливать юридически значимые факты, события, обязать выполнить определенные действия, присудить имущество в пользу лица и т.д. К решению применимо понятие “срок вступления в законную силу”.

Вопрос, сколько действует решение суда, чаще всего возникает в случаях, когда через суд взыскивается задолженность. В подобных ситуациях на основании судебного решения выдается исполнительный лист. Именно исполнительный лист имеет определенный период времени, в течение которого он действителен к предъявлению.

В течение какого срока можно предъявлять исполнительный лист?

В соответствии со ст. 21, ст. 22 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” (далее — Закон № 229-ФЗ) общая норма к исполнительным документам такова: необходимо предъявить исполнительный лист приставам в течение трех лет. Указанный период прерывается, когда приставы возбуждают исполнительное производство, и в ситуации, когда должник частично исполнил требование, затем рассматриваемый срок подлежит возобновлению. Аналогичен период действия исполнительного листа на основании судебного приказа (например, о взыскании задолженности).

Важно! Если документ содержит требование о взыскании периодических платежей, срок его действия составит весь период, в течение которого должны быть взысканы платежи, плюс три года.

Исключение составляют судебные акты, акты иных органов (например, административных комиссий) по делам об административных правонарушениях, которые можно направить приставам в течение двух лет. Постановление о наложении административных санкций, является самостоятельным документом, подлежащим принудительному исполнению в случае его неисполнения в добровольном порядке в установленный период времени. Вынесения в этом случае дополнительного исполнительного листа не требуется.

Основания для завершения производства

Под понятие “срок действия решения суда о взыскании задолженности” подпадает также срок окончания производства судебным приставом-исполнителем. Перечень оснований для окончания рассматриваемого производства, предусмотренных ч. 1 ст. 47 Закона № 229-ФЗ, является исчерпывающим:

• исполнение требования;
  • возвращение документа заявителю;
  • истечение срока давности;
  • перенаправление документа (в том числе по причине признания должника банкротом/ликвидации должника — юридического лица).

Во всех случаях производство считается оконченным, но это не свидетельствует о том, что задолженность, если она не была взыскана (например, у должника нет имущества, на которое можно обратить взыскание), так и останется непогашенной.

Основания для возбуждения производства

Статьей 46 Закона № 229-ФЗ предусмотрена возможность неоднократного предъявления исполнительного документа к исполнению в течение  трехлетнего периода. Закон устанавливает интервал между предъявлениями — должно пройти более шести месяцев со дня окончания применения принудительных мер приставом и вынесения им соответствующего постановления.

Таким образом, в интересах заявителя закон предусматривает возможность несколько раз обратиться к должнику со взысканием, пока вся сумма задолженности не будет возвращена.

Резюмируя вышесказанное, стоит еще раз отметить, что на вопрос “Есть ли у судебного решения по кредиту срок?” с юридической точки зрения ответ отрицательный. Но этот ответ не означает, что приставы будут всю жизнь принуждать ответчика вернуть долг. Понятие срока относится исключительно к исполнительному производству, которое может быть прекращено, окончено и возобновлено. Важно знать и хорошо разбираться в своих правах, чтобы не пострадать из-за неправильного толкования или применения норм законодательства. Важно понимать, что окончание производства не свидетельствует о невозможности взыскания.

Анализируя практику, следует отметить, что в большинстве случаев судебному приставу-исполнителю намного легче окончить производство и вернуть документы заявителю в надежде, что он больше не обратится с аналогичным запросом (забудет или просто по незнанию). Судебный пристав ограничен во времени — с момента вынесения постановления о возбуждении не должно пройти более двух месяцев до его окончания. Число возбужденных производств может доходить до нескольких сотен у одного сотрудника (например, административные комиссии ежемесячно направляют более тысячи документов о взыскании неоплаченных штрафов). Формулировка “приставом были предприняты все меры по исполнению” не раскрывается подробно в нормативных документах, что предоставляет возможность недобросовестно осуществлять возложенные на него обязанности.

За помощью в решении подобных или смежных проблем в любое время можно обратиться к квалифицированным юристам онлайн. Позвоните нам или задайте вопрос через форму обратной связи, и наши специалисты проконсультируют вас в кратчайшие сроки.

Комментарии 0