Банкротство организации

Деятельность финансовых организаций имеет огромное социально-экономическое значение. Они проводят определенные операции, сделки, влияющие на экономическую ситуацию в стране. При банкротстве организации кредиторы несут существенные убытки, поэтому законодатель отдельно регулирует процедуру объявления их несостоятельности в Федеральном законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (далее — Закон № 127-ФЗ).

Закон №127-ФЗ относит к числу финансовых организаций:

  • профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • кредитные, микрофинансовые организации, кооперативы;
  • управляющие компании негосударственных ПФ, инвестиционных фондов;
  • негосударственные ПФ;
  • страховые компании.

Вышеуказанные организации контролируют государственные органы, выдающие им лицензии. Особенностью банкротства финансовых организаций является обязательный отзыв лицензии контрольным органом перед подачей заявления.

Законодатель отказался от идеи регулировать банкротство финансовых организаций отдельно. Правила банкротства кредитных организаций выделены в отдельный параграф гл. Х Закона № 127-ФЗ, банкротство же иных финансовых организаций не отделено от других норм.

Особенности процесса

Банкротство финансовой организации представляет собой особую процедуру, которая отличается от стандартной процедуры банкротства юридических лиц, так как в процессе рассмотрения судом вопроса о несостоятельности организации намерено не применяются все стадии:

  • наблюдения;
  • санации;
  • внешнего управления;
  • мирового соглашения.

Суд при принятии решения об обоснованности поданного заявления о признании банкротом финансовой организации, сразу же переходит к стадии конкурсного производства.

Как предупредить?

На стадии констатации признаков несостоятельности предупредительными мерами являются:

  • финансовая помощь (санация) от участников или иных лиц;
  • реализация неэффективных активов по ст.183.3 Закона № 127-ФЗ, оптимизация структуры активов, пассивов;
  • реорганизация путем присоединения, слияния;
  • изменение организационной структуры (ст.183.4 Закона № 127-ФЗ);
  • увеличение уставного капитала.

Основания для предупредительных мер:

  • отказ от удовлетворения денежных требований кредиторов или обязательных платежей в течение месяца. Отказ — это невозможность оплаты долга в течение 10 рабочих дней со дня, когда данное обязательство должно быть исполнено;
  • недостаточность денег для исполнения обязательств по оплате задолженности, срок уплаты которой наступил.

Важно! Финансовая организация при наличии одного из оснований для предупредительных мер обязана в течение 15 дней с даты их возникновения уведомить об этом контрольный орган и приложить план о восстановлении платежеспособности.

Анализ плана контрольным органом проводится в течение 30 рабочих дней. Возможно проведение выездной проверки, результатом которой может быть назначение временной администрации. Обнаружение признаков банкротства финансовой организации может стать поводом для подачи контрольным органом заявления о банкротстве в судебный орган.

Другие нюансы

Контрольным органом, к ведению которого относится банкротство финансовых организаций, является Банк России, который имеет право отозвать лицензию у финансовых организаций, а также выступает в роли конкурсного управляющего.

Особенностью судопроизводства по банкротству финансовых организаций является возможность обращения в суд с заявлением о несостоятельности не только кредиторов, должника, уполномоченного органа, но также контрольного органа и временной администрации (ст.183.19 Закона № 127-ФЗ).

Если заявление о несостоятельности финансовой организации подается временной администрацией и контрольным органом, список документов определяется ст. 183.20-183.22 Закона № 127-ФЗ. Суд обращается к контрольному органу, который определяет кандидатуру арбитражного управляющего. Орган направляет информацию суду в течение 7 рабочих дней с момента получения запроса, а регулирующий орган устанавливает порядок выбора контрольным органом такой кандидатуры.

Важно! Ст. 185.25 Закона № 127-ФЗ регламентирует требования к арбитражному управляющему в деле о банкротстве. Он сдает дополнительный экзамен по особой программе для финансовых организаций, утвержденной Банком России.

На рассмотрение дела о банкротстве финансовых организаций суду выделено 7 месяцев. Если заявление о несостоятельности в суд подала временная администрация, судебное разбирательство ограничено четырехмесячным сроком.

Если относительно финансовой организации вводится процедура наблюдения или конкурсного производства, на арбитражного управляющего возлагается обязанность уведомления участников процесса в течение 10 дней с даты ее объявления.

Важно! Закон о банкротстве предусматривает в отношении финансовых организаций-должников процедуры: наблюдение, мировое соглашение, конкурсное производство. Но наблюдение не применяется, если дело возбуждено по заявлению временной администрации из-за невозможности восстановления платежеспособности.

Конкурсное производство в отношении такого должника включает:

  • анализ финансового состояния;
  • меры по сохранению имущества;
  • ведение реестра кредиторов;
  • собрание кредиторов;
  • торги;
  • оплата долгов.

Порядок признания несостоятельности кредитных организаций имеет ряд особенностей. Судопроизводство по делам этой категории и при ликвидации кредитной организации отличается единственной процедурой — конкурсным производством. Иные процедуры применять не допускается. Логика законодателя такова: если предупредительные меры, применяемые Банком России, не принесли положительных результатов, то финансовое оздоровление, внешнее управление, наблюдение, мировое соглашение уже не помогут улучшить платежеспособность.

Конкурсное производство при банкротстве кредитных организаций вводится сроком на 1 год. Для ее продления на срок не более 6 месяцев заинтересованное лицо может подать ходатайство. Информацию о признании кредитной организации-должника банкротом подается назначенным судом конкурсным управляющим через СМИ, определенные федеральным органом исполнительной власти.

Полномочия конкурсного управляющего устанавливаются Законом № 127-ФЗ и включают в себя такие основные моменты, как формирование конкурсной массы и продажа имущества и удовлетворение требований кредиторов за счет средств, полученных от проведения торгов.

Важно! Очередность удовлетворения требований кредиторов регламентирована ст. 60 Закона № 127-ФЗ. Во внеочередном порядке подлежат удовлетворению обязательные платежи, установленные госорганами.

Стоит отметить, что интересы контрагентов будут удовлетворены только в случае, если организация до признания несостоятельности располагала достаточными активами. Так как процедура банкротства является очень сложной и включает в себя массу нюансов, следует обратиться за помощью к профессиональным юристам. Наши специалисты готовы проконсультировать вас по возникшим вопросам бесплатно, просто заполните форму обратной связи или свяжитесь с нами по указанным телефонам.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *