Привлечение физических лиц к ответственности за неуплату налогов в 2019 году

Законодательство предусматривает обязанность каждого гражданина своевременно и в полном объеме уплачивать налоги. Состав платежей для каждого гражданина будет различаться, однако неуплата налогов физическим лицом влечет негативные правовые последствия, вплоть до уголовной ответственности.

В представленном материале можно узнать, когда наступает налоговая ответственность физического лица, а в каких случаях может грозить уголовная ответственность.

Налог на получаемый доход

Для граждан налог на прибыль заключается в уплате НДФЛ. Это самый распространенный вид налогового обязательства, который затрагивает интересы большей части трудоспособного населения страны. Обязанность по уплате НДФЛ возникает практически во всех случаях получения гражданами заработка или иного вида доходов:

• выплата денежного вознаграждения за трудовую деятельность;
  • получение дохода от предпринимательской деятельности;
  • выплата дивидендов по акциям и иным ценным бумагам;
  • получение дохода от продажи недвижимого имущества (за исключением случаев распоряжения недвижимостью, срок владения которой превышал 3 года);
  • иные виды доходов.

Размер ставок НДФЛ в настоящее время варьируется от 9 до 35%, однако стандартная ставка обложения налогом на доходы составляет 13%. Она в полной мере распространяется на трудовые отношения, однако обязанность по расчету и удержанию НДФЛ с сотрудников возложена на руководство организации.

При удержании НДФЛ ответственность за неуплату налогов физическим лицом будет наступать только в случаях, когда обязанность по расчету и перечислению платежа возложена на самого гражданина. Например, при декларировании дохода от продажи имущества граждане обязаны самостоятельно заполнить декларацию по форме 3-НДФЛ и указать в ней размер налогового платежа. Если удержание НДФЛ осуществляется по месту постоянной работы, ответственность за своевременную уплату налога возлагается на руководство предприятия.

Уголовная ответственность за неуплату налогов физическим лицом наступает только в случае, если в результате наступил ущерб в крупном или особо крупном размере. Статья 198 УК РФ предусматривает следующие основания для привлечения к уголовной ответственности за неуплату налогов физическим лицом:

• непредставление бланка декларации, если законом регламентирована такая обязанность;
  • составление декларации с использованием заведомо ложных сведений или документов.

сли неуплата налогов физическим лицом явилась основанием для возбуждения уголовного дела, ответственность может быть устранена, если на стадии расследования или судебного следствия вся задолженность будет погашена в полном объеме.

Как правило, при нарушении порядка и сроков оплаты наступает ответственность по нормам Налогового кодекса РФ. В настоящее время применяются следующие виды санкций:

• штраф за несвоевременную подачу декларации в размере 5% в месяц от суммы налога, но не более 30% и не менее 1000 рублей;
  • неуплата или неполная уплата налога в установленный срок влечет взыскание штрафных санкций в размере 20% от неуплаченной суммы;
  • пени за нарушение срока исполнения обязанности по оплате налога в размере 1/300 ставки Центробанка РФ за каждый день просрочки.

Налог на землю, находящуюся в собственности

Законодательство относит данный вид обязательства в состав местных налогов. Это означает, что введение в действие и прекращение земельного налога будет связано с решением органов местной власти.

Исходя из правил, регламентированных в ст. 387 НК РФ, можно выделить следующие особенности применения и уплаты земельного налога физическими лицами:

• земельный налог устанавливается на территории конкретного муниципального образования и не применяется за его пределами;
  • налоговые ставки за землю могут существенно различаться даже для соседних муниципальных образований;
  • обязанность по уплате земельного налога распространяется на граждан, владеющих участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Хотя установление размера земельного налога отнесено к компетенции местных органов власти, Налоговый кодекс РФ устанавливает предельные размеры ставок от кадастровой стоимости участков:

• не более 0,3 % для земель сельскохозяйственного назначения, под жилищный фонд, предоставленных для личного подсобного хозяйства и т.д.;
  • не более 1,5% для остальных категорий и видов земель.

Расчет суммы налога осуществляется исходя из показателя кадастровой стоимости объекта, которую определяет государство по итогам комплексных кадастровых работ.

Ответственность за неуплату или несвоевременную уплату земельного налога наступает по общим правилам, рассмотренным выше. При этом местные органы власти не вправе изменить основание и порядок привлечения.

Налог на транспортное средство

Обязанность по уплате транспортного налога наступает после приобретения в собственность автомобиля или иных видов техники. Владение транспортным средством на ином законном основании (например, аренда или управление по доверенности) не порождает обязанность по уплате данного вида налога.

Определение ставок и отдельных видов льгот по транспортному налогу отнесено к компетенции региональных органов власти. В ст. 361 НК РФ зафиксированы базовые ставки транспортного налога, а региональные органы власти имеют право их увеличивать, но не более, чем в 10 раз.

Расчет суммы налога осуществляется исходя из показателей мощности единицы транспорта (лошадиные силы), зафиксированной в технической документации. Также местные органы власти имеют право дифференцировать размер налога в соответствии с годом выпуска транспортного средства (этот показатель также определяется по данным технической документации).

Имущественный налог

Объектом налога на имущество выступает недвижимость, а обязанность по уплате этого налога возникает только у собственников следующих объектов:

• жилой дом;
  • жилое помещение (комната или квартира);
  • гараж или машино-место, зарегистрированное как объект недвижимости;
  • объект незавершенного строительства;
  • иные здания, сооружения или помещения.

Поскольку показатель кадастровой стоимости существенно отличается от реальной цены объектов недвижимости, законодательство допускает возможность оспорить его в судебном порядке. Этот факт необходимо учитывать при расчете налоговых платежей за имущество.

Хотя конкретные тарифы налога на имущество определяют местные властные структуры, Налоговый кодекс РФ регламентирует предельные размеры ставок:

• в размере не более 0,1 % для большинства объектов недвижимости (жилые дома, квартиры, гаражи т.д.);
  • в размере не более 2% и 0,5% для иных видов недвижимости, специально оговоренных в ст. 406 НК РФ.

Основания для привлечения к ответственности за неуплату налога на имущество не отличаются от иных видов налоговых обязательств. Если вам необходима консультация или помощь при урегулировании спора о налоговой ответственности, рекомендуем воспользоваться услугами наших специалистов, которые окажут правовую помощь при подготовке любых необходимых налоговых документов.

Налог на прибыль, получаемую при сдаче квартиры в аренду

При оформлении арендных отношений на недвижимое имущество самостоятельные виды налогов не уплачиваются. В этом случае законодатель учитывает, что арендодатель получает доход в виде арендной платы. Исходя из показателей полученного дохода, должен рассчитываться налог по ставке 13%, который фиксируется в декларации 3-НДФЛ.

Часто граждане не афишируют факт заключения договора аренды, чтобы избежать обязанности по оплате налога на доходы. Если такой факт будет выявлен, нарушитель будет привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа и пени.

Комментарии 0